Юзовское Свято-Преображенское церковное братство в 1893-1919гг.


Во второй половине XIX в. Юзовка (нынешний город Донецк) представляла собой быстро растущий промышленный поселок Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Здесь действовал самый крупный на юге России металлургический завод Новороссийского акционерного общества, основанного англичанином Джоном Юзом, рудники по добыче угля, предприятия пищевой и легкой промышленности. Еженедельно собирались базары, дважды в год (весной и летом) - многолюдные ярмарки, на которых торговали скотом, зерном и про-мышленными товарами. Еще в 1870г. в Юзовке проживало 164 человека, а в 1897г. по данным Всероссийской переписи - уже 28076 человек - больше, чем в любом уездном городе губернии, за исключением Мариуполя.
В конце 1883г. на деньги бахмутского купца С.А Лобаса (около 3,5 тыс.руб.). "с возвратом ему их прихожанами", в Юзовке был построен православный "досчаный молитвенный дом во имя Св. Николая".
Осенью того же года началось строительство православной церкви. На ее сооружение местный помещик князь Ливен пожертвовал 5 тыс.руб., иконостас, стройматериалы на 2 тыс.руб. и 66 десятин земли дл церковного причта. От Новороссийского общества поступило 5 тыс.руб., от купца Лобаса 2 тыс.руб."утварью и деньгами".
Жители Юзовка, т.ч. евреи - виноторговцы, собрали около 3 тыс.руб. Заводские рабочие полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка. Всего удалось собрать 17 тыс.руб. церковь строила каменную, на отведенной для этого князем Ливеном десятине земли возле базара (на месте нынешнего кафе "Шахтарочка"). Строительство продолжалось несколько лет а 2 ноября 1886г. "церковь во имя Преображения Господня" была освящена.
Священтком Преображенской церкви с 1883г. стал А.Г. Матвеевский. Сын священника, он в 1861г. окончил курс богословских наук в Екатеринославской духовной семинарии и свыше двадцати лет был священником Архангело-Михайловской церкви села Авдеевки Бахмутского уезда. По пути церковной службы пошли и девять его сыновей. Один из них, Евгений, после окончания Екатеринославской духовной семинарии стал служить вместе с отцом вторым священником Преображенской церкви Юзовки.
В 1888г. прихожанам поселка удалось собрать около 900 руб., на которые в церковной ограде было построено здание одноклассной церковно-приходской школы.
К началу 90-х годов прихожан Преображенской церкви насчитывалось до 2,5 тыс. человек. В основном это были рабочие и крестьяне. Их жизнь, как и большинства простого населения Юзовки, была тяжелой. Постоянное недоедание, ужасные условия труда и быта, произвол администрации предприятий и местной власти - таковы были причины волнения рабочих, происходивших в Юзовке в 1874, 1875, 1887гг. и особенно сильных в августе 1892г., ко-гда свирепствовала эпидемия холеры до предела накалила атмосферу и привела к большим беспорядкам в городе.
При Преображенской церкви велась летопись важнейших местных событий, в которой сообщалось, что 2 августа в шесть часов вечера "толпа и несколько тысяч рабочих бросалась разбивать чайную, устроенную за время эпидемии между заводом и лавками, и всюду за этим толпа бросилась разорять сначала шмики, здесь же находящиеся и лавки. Начался страшный грабеж: мужчины, женщины, дети тянули кто, что и сколько смог. В 8 часов вечера 2 августа показался в первый пожар разграбленной лавки часового мастера Прилуцкого, а к 10 часам вся базарная площадь, т.е. более ста лавок представляла из себя один сплошной пылающий костер. Последствия этого бунта были следующие: было убито казаками и сгорело в огне 80 человек, сто лавок, шинки, гостиница, синагога и много еврейских домов снесены. "Военно-окружной суд в Мариуполе приговорил 4 рабочих к смертной казни, замененной затем пожизненной каторгой, 8 человек - к 15 годам каторжных работ, 29 - к 3 годам тюремного заключения, 24 - к кратковременному аресту, 27 были по суду оправданы. А до этого "серьезному телесному наказанию" были подвергнуты 176 мужчин и 14 женщин.
О событиях в Юзовке стало известно всей стране. Донецкие горнопромышленники на двух совещаниях, состоявшихся в Юзовке 8 августа и 16 октября с участием екатеринослав-ского губернатора Шлиппе, а также на очередном XYII съезде горнопромышленников Юга России в ноябре 1892г., потребовали от правительства и губернских властей чрезвычайных мер по наведению порядка. В связи с этим было решено усилить охрану заводов и шахт, раз-местить там новые воинские части, усилить полицейский надзор, ограничить продажу спиртных: налитков, улучшить жилищные условия и медицинское обслуживание рабочих, открыть на рудниках школы.
На совещании 16 октября говорилось о необходимости усилить влияние церкви на рабочих. Поэтому намечалось обязательно строить церковь на тех рудниках, население которых превышает 2000 душ, а если население составит до 5000 - "то обязательно иметь два притча при одной церкви, поручивым священникам, кроме исполнения духовных треб рудничного населения за вознаграждение по известной таксе, еще преподавание Закона Божия в школах, воскресные собеседования, а если возможно, то и чтение с туманными картами или без оных."
Вот в таких условиях в Юзовке и возникло православное церковное братство. Начало ему было положено 2 сентября 1893г., когда священник А. Матвеевский сообщил собравшемуся церковному активу - И. Шевцову, В. Смирнову, Н. Домбровскому, К. Николаеву, В.Сутулову и др. - о том, что Екатеринославское епархиальное начальство разрешило "от-крыть при Свято-Преображенской юзовской церкви православное братство." Присутствовав-ший при этом А.И. Куприянов был избран временным казначеем. Собравшимся уполномочили его "... завести какие нужно книги, сделать объявление, принимать все членские .взносы и в получении их выдавать на руки или высылать почтой форменные квитанции’"
Свато-Преображенское церковное братство входило в систему церковного ведомства Российской империи, на вершине которого находился Святейший синод - высший государственный орган по делам Российской православной церкви. На месте братство находилось в ве-дении Екатеринославской епархиальной и Бахмутской уездной церковной администрации.
Устав Юзовского Свято-Преображенского церковного братства провозглашал, что "братство имеет целью: а) служить нуждам местной церкви в Юзовке с ее православным населением; б) распространять в Юзовке и ее окрестности духовное просвещение, вкоренять в на-роде любовь и преданность к православной вере, Царствующему дому и Отечеству; в) оказывать пособие местным жителям православного вероисповедания в нуждах; г) споспешествовать искоренению пьянства среди православных рабочих и поддерживанию нравственности."
Для достижения этих целей братство должно было заботиться о "поддержании, украшением и снабжением утварью православного храма", "о судьбе лиц, принявших и прини-мающих православие, оказывая им возможное покровительство и пособие". Далее в уставе говорилось о необходимости устройства народных чтений, библиотек, "об издании или приобретении для распространения сочинений, направленных к обличению возможных посягательств на чистоту и целость православия". Предполагалось открыть в Юзовке "буде на это найдутся средства, больниц для страдающих, дешевой столовой, чайной, ясель и приютом для старых и престарелых, а до того оказывать таковым возможные пособия по своему усмотрению."
Членами братства могло быть неограниченное число лиц "всякого звания обоего пола", достигших соверешенолетия и сочувствующих целям братства, за исключением учащихся "низших и средних" учебных заведений, заведений "военного и морского ведомства", а также "нижних чинов на действительной службе".
Члены братства подразделяются на несколько категорий. Основную часть составляли действительные члены, уплатившие членские взносы. Лица, оказывающие "особые услуги братству" и несшие в кассу братства определенную сумму денег, становились почетными чле-нами. Только внесшие определенную денежную сумму являлись пожизненными членами. Четвертую категорию составляли т. к. "члены-деятели или соревнователи", которые "печатным и устным словом и примером собственного трезвления служат делу укрепления трезвых начал жизни." Были также "трезвенники", внесшие в кассу братства одновременно определен-ную сумму денег и в "присутствии священника, после молебствия, давшее такое обещание: "Господи, я раб Твой (имя рек), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, даю обет пред иконою святою (Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) не пить никаких охмеляющих напитков и располагать к трезвенной жизни других. Боже Милосердный, помоги мне силою Животворящего Твоего Креста и молитвами святого (Предтечи и Крестителя Гос-подня Иоанна) выполнить сие мое обещание для спасения своей души и благого примера дру-гим." Из братства могли исключить тех, кто своими действиями противоречил уставу или не платил членские взносы. Впрочем, последние сохраняли за собой право снова вступить в братство. Действительные члены со стажем не менее года имели право на получение "вспомоществования из средств братства". Имена умерших членов вносились в "церковный синодик на поминовение."
Управление делами братства принадлежало общему собранию и совету братства. Очередные собрания, на которых решались самые важные вопросы, созывались один раз в год, чрезвычайные - в случае "особой надобности". "Для непосредственного заведывания делами братства" учреждался совет: председатель, его заместитель, казначей, делопроизводитель и члены - всего 24 человека. При этом председатель и шесть членов совета должны были быть лицами "духовного стана", а остальные "светскими", но непременно православного вероиспо-ведания. В помощь делопроизводителю полагалось необходимое количество "писцов с определенным содержанием", а для выполнения "разных услуг" нанимались "низшие служители". Совет братства собирался не реже одного раза в месяц. Для заведования различными учреждениями братства совет мог создавать комиссии, например, издательско-лекционную, школьную и др. Общее собрание избирало ревизионную комиссию из трех человек, которая дважды в год проверяла документацию братства, кассу, а также годовой отчет. "Все лица, служащие делу братства, кроме писцов и служителей, - говорилось в уставе, - исполняют принятые ими обязанности бесплатно".
Средства братства состояли, в первую очередь, из членских взносов. Допускались так-же добровольные пожертвования от членов и посторонних лиц деньгами или имуществом. Предусматривались доходы в виде процентных начислений с принадлежащих братству капиталов, с "имуществ и предприятий братства", от устраиваемых братством концертов, лекций и чтений. Ожидались "пособия сословных, общественных и правительственных учреждений, кружечные и тарелочные в церквах сборы". Денежные суммы, поступающие в братство, за ис-ключением необходимых на текущие нужды, должны были храниться в "государственных кредитных учреждениях или обращаются в государственные и гарантированные правительст-вом процентные бумаги на имя братства, а, также, по постановлению общего собрания, могут быть обращены на приобретение доходных недвижимых имуществ".
Судя по сохранившимся документам, активная работа Свято-Преображенского церков-ного братства началась в августе 1894г. С этого времени регулярно собирался совет братства, решавший текущие вопросы. Около двадцати лет председателем совета был священник В. Матвеевский, которого затем сменил протоирей И. Трухманов. В состав совета обычно входили, кроме священников, местные землевладельцы, служащие металлургического завода Новороссийского акционерного общества, представители поселковой администрации - судья, пристав и др. Один - два раза в год проходили общие собрания. Отчетно-выборное проводи-лось в августе. Начиналось оно панихидой по умершим членам братства, затем присутствую-щие служили "благодарственный молебен" за истекший год. После этого рассматривался го-довой отчет о деятельности братства и его кассы, утверждалась смета расходов на будущий год. Потом заслушивались сообщения о наиболее крупных пожертвованиях. Под конец прохо-дили выборы нового состава совета и ревизионной комиссии. Число чинов братства доходило до 60-70 человек. Среди его почетных членов был обер-прокурор Святейшего Синода В. Саблер, председатель училищного совета при Святейшем Синоде П. Соколов, епископ Ека-теринославский и Мариупольский Аганит, епископ Самарский Семен, председатель Екатери-нославского епархиального училищного совета А. Одинцов, священник А. Матвиевский, ди-ректор металлургического завода Новороссийского общества А. Свицын и др.
Важной проблемой, занимавшейся братство с момента его образования, было изыскание средств для своей деятельности. Основная их часть поступала от земства, в виде платы за обучение детей в братском училище и от церковных организаций. Церковное ведомство офи-циально финансировало деятельность братства. Только с 1 августа 1912г. и до середины 1917г. непосредственно от Святейшего Синода и его органов на месте - Екатеринославской епархии и церковных властей Бахмутского уезда было получено около 35 тыс.руб. От земства лишь за три года - с 1 августа 1912г. и до 1 июля 1915г. - братство получило 20,1 тыс.руб., или 17,3% всего поступлений. Общая сумма доходов за обучение детей в училище все время увеличивалась, главным образом, из-за роста числа учащихся. Например, в 1912/13 учебном году она составляла свыше семи тысяч рублей. Ежегодно в кассу братства аккуратно поступали и членские взносы, составляющие 5 руб. с человека.
Деятельность братства субсидировало также и Новороссийское акционерное общество, заинтересованное в "нравственном воспитании" рабочего люда Юзовского района. По имеющимся сведениям, только за 1912-1917гг. братство получило от него свыше 6 тыс. руб.
С постройкой нового просторного здания своего училища братство получило возможность сдавать в аренду его зал и классы различным организациям и обществам, которые про-водили здесь собрания, совещания, организовывали работу кружков и устраивали представле-ния, как правило, в вечернее время. В годы первой российской революции и, особенно, после февральского и октябрьского переворотов 1917г. этот источник формирования бюджета братства резко расширился. Ежемесячно совет братства сдавал в аренду помещения училища Юзовскому торгово-промышленному комитету, местной организации домовладельцев, Юзов-скому обществу взаимного кредита, организации эсеров, польскому драмкружку и др. Начи-ная с апреля и до конца 1917г. братству удалось собрать таким способом около 3 тыс.руб., а в 1918г. - до 4,5 тыс.руб., или свыше 14,2% от общего годового дохода. Тогда же еще более существенной статьей доходов стала выручка от работы книжного склада братства, который развернул довольно широкую торговлю книгами и учебниками. За 1917-1918гг. от книжного склада в кассу братства поступило 19,5 тыс.руб.
Заметным подспорьем были добровольные пожертвования на нужды братства. "Братчики" собирали их на улицах Юзовки среди прохожих, во время богослужений в Свято-Преображенской церкви, на проводимых братством мероприятиях - народных чтениях, выступлениях братского хора и т.д. Довольно часто сами члены братства сдавали деньги, церковную утварь, учебники для училища. Например, в 1894г. И.Н .Шевцов пожертвовал 200 руб. на приобретение "волшебного фонаря" для народных чтений, М.Е. Матвеевская в 1896г.- 30 картин и 12 книг на религиозные темы, Н.В. Гетманов в 1897г.- 100 руб. на бесплатное обучение детей в церковно-приходской школе, а Е.О. Коякин для этой цели - 25 руб. Братство всегда было благодарно жертвователям. Когда в 1894г. от священника И. Сергиева поступило 100 руб., совет постановил "благодарить жертвователя особым отношением за подписью всех членов совета".
А в 1896г., с получением от него еще 100 руб., было решено "выразить о.Иоанну бла-годарность за жертву от совета и поместить на видном месте в школьном здании портрет о.Сергиева, особенным благоволением относящегося к делам братства".
Наиболее крупные пожертвования поступили от местных предпринимателей. К примеру, в 1895г. И. И.Юз внес в кассу братства 3 тыс., а в 1897г. - 1 тыс.руб.
Некоторые пожертвователи ставили условие, чтобы на их деньги братство приобрело ценные бумаги, ежегодные доходы от которых составляли бы стипендии для малоимущих учеников братского училища. На таких условиях в 1913г. было получено 934 руб. от В.В. Бальфур, в 1915г. - 530 руб. от А.А. Корелина. Была учреждена также стипендия им. В.П. Смирнова в размере годовой стоимости содержания учащегося.
Центральное место в деятельности братства принадлежало воспитательной работе среди населения Юзовки. Одним из главных ее направлений, по убеждению епархиального начальства и самих членов братства, должно было стать создание учебного заведения, способного "служить делу осуществления культурно-заводского населения поселка". Поэтому с первых дней существования братства его усилия братская церковно-приходская одноклассная школа, начавшая работать с 21 января 1896г. в ней было два учителя и около пятидесяти учеников.
Количество желающих учиться увеличивалось и братство, затратило 9862 руб., к прежнему зданию школы пристроило два больших светлых класса. С 1 сентября 1901г. школа преобразована в двухклассное училище. Число учеников продолжало возрастать и вскоре назрела необходимость в новом расширении здания. Вторая пристройка обошлась братству в 13533 руб. и дала училищу новые классные комнаты, а также большой зал с надстройкой "второго светового этажа". Наплыв учащихся в 1907г. заставил братство снова расширить здание училища пристройкой двух новых классов. Благодаря тому количество учащихся достигло трехсот человек. Однако желающих поступить в училище становилось все больше, и это при-вело совет братства к мысли построить новое, в два с половиной этажа, здание училища из шести классных комнат, зала с фойе и хорами, с гардеробом для учащихся и квартирами для семейных учителей. Основные средства для постройки были получены от училищного совета при Святейшем Синоде и уездного земства. Святейший Синод выделил братству ссуду в раз-мере 25 тыс.руб. сроком на 40 лет и 11 тыс.руб. безвозмездно. Бахмутское уездное земское собрание выдало безвозвратно 15 тыс.руб. В целом строительство нового здания обошлось в 68 тыс.руб. Одновременно прежний училищный зал был перестроен под учительские кварти-ры. Торжественное совещание нового здания училища (сейчас в нем вечерняя школа љ1) состоялось 17 ноября 1914г. К этому времени в училище было уже свыше шестисот учащихся, четыре законоучителя и двенадцать учителей.
Братская школа, а затем училище находилось в подчинении Екатеринославского епархиального училищного совета и его Бахмутского уездного отделения, а в конечном итоге - училищного совета при Святейшем Синоде.
Во главе училища стоял заведующий из числа священников с приходом. В 1912г. совет братства поставил перед епархиальным начальством вопрос о том, что заведующим был свя-щенник без прихода, так как дела училища требовали много времени. В декабре 1914г. таким заведующим был избран, а в феврале 1915г. утвержден священник А. Данилов, бывший одно-временно и постоянным членом совета братства. С 1908г. в училище начал работать педагоги-ческий совет, в состав которого входили все преподаватели.
Учебный год начинался 31 августа торжественным колебанием. Занятия продолжались с 1 сентября до начала мая, после чего "испытательная комиссия", возглавляемая, как правило уездным наблюдателем (представитель Бахмутского уездного отделения епархиального учи-лищного совета) проводила "испытания" выпускников. На экзаменах обязательно присутство-вали члены совета братства. В конце мая проводился "годичный акт" - торжество по поводу окончания учебного года, в котором участвовали снова же члены совета братства, почетный попечитель училища, директор завода Новороссийского общества А.А. Свицын, преподавате-ли учащиеся, их родители. За отличные успехи в учебе и поведении лучших учащихся награждали похвальными листами. Выпускники получали от совета братства и педагогического совета училища в качестве подарка книги церковного содержания, собрания сочинений русских писателей.
Окончившим братское училище выдавали свидетельство.
Вот текст одного из них: "Свидетельство. Бахмутское уездное отделение Екатеринославского епархиального училищного совета сим удостоверяет, что сын крестьянина Курской губернии, Путиловского уезда, село Крупца Соломин Павел Николаев, родившийся в 1894г. января 27 дня, успешно окончил курс учения в Юзовской Братской двухклассной церковно-приходской школе, а потому при отбывании воинской повинности имеет право на сокращен-ный срок службы, определенный пунктом 2 ст.64 уст. о воинской повинности, по редакции за-кона 26 апреля 1906 года. 1908г., августа 18 дня. Председатель отделения. Члены. Члендело-производитель".
Детей в училище принимали с восьми лет. Обучение было платным - сначала 75 коп. в месяц с ученика, затем 1 руб.50коп., а с 1901г. - 2 руб.50коп. Ежегодно несколько десятков учащихся обучались бесплатно, за счет братства, или частично освобождались от уплаты за учебу. Учебниками и тетрадями детей обеспечивало училище, но в 1910г. совет братства при-нял решение, что из-за "небрежного отношения школьников к учебным книгам и тетрадям" учащиеся должны были теперь приобретать их за свои деньги, кроме тех, кто освобожден от платы за учебу.
В двух классах училища обучение длилось пять лет. В первом - три и во втором - два года. Первый класс состоял из трех отделений, каждое из которых насчитывало несколько групп, в среднем по 50-60 учащихся в каждой. На первый год обучения принимали детей как грамотных, так и не знающих грамоты - их зачисляли в разные группы.
Учащиеся третьего отделения, после трех лет учебы, были выпускниками первого класса. Большинство из них продолжали потом учиться во втором классе в течение последующих двух лет - на четвертом и пятом отделениях. Ученики пятого отделения являлись вы-пускниками училища. В отделениях первого класса действовала классная система преподава-ния, когда каждый учитель вел занятия по всем предметам. Во втором классе была уже пред-метная система - по каждому предмету был отдельный учитель. Преподаватели пения, а с 1914/15 учебного года "гимнастики и военного строя" вели уроки во всех отделениях. В пер-вом классе детей обучали Закону Божиму, арифметике, русскому и церковнославянскому язы-ку. Во втором классе наряду с этими дисциплинами изучали также физику, геометрию, отечественную историю и географию. Значительное внимание уделялось обучению девочек руко-делию. Этим занимался отдельный учитель. Во всех остальных преподавалась церковное и "классное пение светского содержания". Применительно к возрасту и развитию детей разучи-вались национальные гимны Российской империи и других стран, народные песни, произве-дения отечественных и зарубежных композиторов. Под руководством учителя И.Л. Шишкина действовал хор училища. В отдельные годы он насчитывал до ста человек.
Училище имело две библиотеки - для учителей и для учеников, ежегодно пополнявшиеся новой литературой. Например, в 1914/15 учебном году учительская библиотека располагала 1174 томами, а в ученической насчитывалось 2079 томов. Книги выдавались учащимся всего отделения, за исключением первого, где учителя сами проводили устные чтения для учеников.
Как уже отмечалось, контингент учащихся постоянно увеличивалось. В 1915/16 учеб-ном году было уже в училище шестнадцать классных групп, объединявших 1001 ученика, в т. ч. пять групп первого отделения, пять - второго, три - третьего, две - четвертого и группа пя-того отделения. Классных комнат не хватало, поэтому четыре группы второго отделения учились во вторую смену. Из 602 учеников предыдущего года продолжили учебу 474 (за вы-четом окончивших училище и не пожелавших продолжать учебу). Вновь было принято 527 человек. Из 1001 учащегося русские составляли 86%, евреи - 9,5%, армяне - 2,1%, греки - 0,3%, поляки- 2% и чуваши - 0,1%. Удельный вес православных среди учеников был равен 85,6%, иудеев - 9,5%, католиков и армяно-григорман - по 2%, старообрядцев - 0,8%, лютеран - 0,1%. У 278 учащихся родители состояли на службе в Новороссийском акционерном обще-стве. Примерно 15% учеников (152 чел.) были сиротами, из семей фронтовиков и беженцев. Они обучались бесплатно. В течении года по разным причинам выбыло 187 учащихся, или почти 19% их общего количества. Из оставшихся 814 первый класс окончили 131 человек, на повторный курс были оставлены 11, три ученика не явились на экзамены. Второй класс окон-чили 41 человек.
Из года в год увеличивался педагогический коллектив братского училища. Например, в 1915/16 учебном году в нем насчитывалось пять законоучителей (преподавателей Закона Бо-жия) и девятнадцать учителей. Некоторые из них являлись в прошлом выпускниками братского училища. Так, М.Г. Кутепова, окончившая после училища Таганрогскую женскую гимназию, вела занятия по истории, церковнославянскому языку и географии с окладом 450 руб. в год. (Для сравнения: в 1913г. в Юзовке можно было снять шестикомнатную квартиру за 75-200 руб. в месяц, 4-6 комнатную - за 35-100 руб., 2-3 комнатную - за 10-30 руб.). И.Я. Сыроватский, тоже из питомцев братского училища, окончил Екатеринославскую духовную семинарию и преподавал теперь русский язык с годовым окладом в 600 руб. выпускница братского училища В.А. Шалюпа после семи классов Юзовской гимназии Гаргер была учительницей второго отделения с окладом 450 руб. учительница первого отделения Е.А. Подгайская после братского училища окончила Луганскую женскую гимназию. Ее годичная зарплата составляла 600 руб. и, кроме того, она получало еще 120 руб. на оплату квартиры.
В штате братского училища был также сторож с годовым окладом в 360 руб. и не-сколько уборщиц ("поломоек"), получавших жалованье в размере 288 руб. каждая.
Большая воспитательная работа, преимущественно религиозного содержания, проводилась в училище во внеучебное время. Торжественно отмечались все религиозные праздники и даты - совершались богослужения, молебны. Так, например, 28 февраля 1915г. преподава-тели и учащиеся впервые участвовали во "Всенощном Бдении" в стенах своего училища. "Украшением богослужения, - отмечалось в годовом отчете братства,- служило пение училищного хора". в том же году, 11 мая, ученики во главе с преподавателями приняли участие в крестном ходе "по случаю прибытия в Юзовку Самарской чудотворной иконы Божьей Матери". Через три дня после этого икона была принесена в зал училища, глее учащиеся и учителя после молебна "прикладывались к ней и были окроплены святой водой".
Ежедневно перед началом занятий в зале училища совершалась утренняя молитва, пел школьный хор, "практиковалось общее пение всех учащихся". По воскресным и праздничным дням заведующий совершал богослужения в присутствии преподавателей и учеников. Проводились также встречи с представителями епархиальной и уездной церковной администрации. Ежегодно в училище устраивалось новогоднее представление. Деньги на елку и подарки для детей частично выделяло братство, а часть собирали по подписке среди населения Юзовки. Во время рождественских праздников организовывались бесплатные вечера силами самих учени-ков. В программе были детские пьесы, гимны и песни в исполнении училищного хора, декламация стихов.
С началом первой мировой войны десять учителей были призваны в действующую армию. Вскоре один из них, С.В. Богоявленский, погиб. "Братское училище в лице Сергея Вла-димировича Богоявленского,- говорилось в годовом отчете братства, - принесло дорогую жертву на алтарь Отечества и благоговейно чтит память дорогого работника, служившего ук-рашением семьи учащих Братского училища. В зале Братского училища, в присутствии всех учащих и учащихся училища была совершена о заведующим панихида по почившем, памяти которого о заведующий посвятил свое слово пред началом панихиды. В зале училища выве-шен портрет Сергея Владимировича".
В 1917г. братское училище перешло в ведение Юзовского городского самоуправления и стало именоваться первым городским двухклассным училищем. Однако здание училища осталось собственностью Свято-Преображенского братства.
Судя по некоторым сохранившимся документам, в 1916г. братство открыло церковно-приходскую школу в селе Александровке (ныне Куйбышевский район Донецка). Предпри-нималась попытка устроить в братском училище "вечерние занятия для взрослых", поскольку "в этих занятиях нуждаются много молодых людей, не окончивших, начальной школы и не-удовлетворившихся полученным образованием".
С 1900г. при братском училище действовала воскресная школа, в которой учились дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники при-юта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Так, в 1914/15 учебном году школу посещал 101 человек, а в 1915/16 учебном году - 125, в числе которых было девять взрослых женщин от 16 до 30 лет (кухарки, поденщицы, до-мохозяйки). Занятия проводились только по воскресным дням - с 10-11.00 до 13-14.00. Учебный год продолжался со второй половины сентября до середины мая. Учеников делили на три группы: младшую, среднюю и старшую. В первой из них неграмотных обучали арифметике, грамоте и Закону Божьему. Учащиеся средней группы, или полуграмотные, изучали арифметику, Закон Божий, русский язык. С ними проводили беседы о природе. В старшей группе, состоявшей из грамотных учеников, наряду с Законом Божьим, арифметикой и русским языком, изучалась грамматика, чистописание, элементарные сведения по географии и естествознанию. Учителями в школе бесплатно работали члены Свято-Преображенского братства В.В. Синдеева, Х.П. Попова, А.И. Трухманова, Н.Е. Коваленко и др. Действовала библиотека для внеклассного чтения.
Преследуя уставную цель "споспешествовать искоренению пьянства среди православных рабочих и поддержанию нравственности", братство организовало "Юзовское приходское Иоанно-Предтеческое общество трезвости". Оно начало действовать 3 марта 1914г. В уставе, утвержденном главой Екатеринославской епархии, епископом Агапитом, говорилось, что "общество трезвости имеет своей задачей борьбу с пьянством и утверждение трезвости в при-ходе". В первый год своего существования общество объединяло свыше двадцати духовных и гражданских лиц. Его членами были священники Д. Кащенко, В. Матвеевский, дьякон П. Кочевский, заведующий рудниками В.К. Запорожец, землевладелец Е.С. Коптелов, заведующий земской больницей В.П. Родин и др. Почетным председателем общества трезвости стал директор металлургического завода Новороссийского общества А.А. Свицын, а вице-председателем - настоятель Свято-Преображенской церкви, протонрей И. Трухманов.
Новороссийское акционерное общество взяло на себя расходы по созданию библиотеки общества, "музея противоалкогольных картин", приобрело мебель для библиотеки и читальни, оплачивало их освящение и т.д. Часть средств должна была поступать от лекционной работы членов общества, крестных ходов, торжественных богослужений, от работы библиотеки и читальни. Первый всероссийский праздник трезвости 8-9 апреля 1914г. общество ознаменовало крестным ходом по Юзовке. Крестный ход время от времени останавливался и священники произносили речи о вреде пьянства. Главная же деятельность членов общества заключалась в проведении лекций и бесед в здании братского училища по воскресным и праздничным дням. Доктора Татарский и Фрайман выступали с докладами на темы: "Здоровье народа" и "Вред пьянства". Их слушатели имели возможность при этом видеть "настоящее сердце и внутренности алкоголика". Преподаватель братского училища Е.Ф. Коломацкий, он же "руководитель волшебного фонаря", демонстрировал собравшимся диапозитивы на антиалкогольные темы. В перерывах хор братского училища исполнял патриотические песни. "Слушателей все года было много, - отмечалось в одном из отчетов братства, - видно, что отрезвевший народ стремится осмыслить свое личное бытие в окружающий мир". Библиотека общества располагала соот-ветствующей литературой, журналами: "Русский паломник", "Воскресный день", "Сеятель", "Отдых христианина", а также газетами "Голос Руси", "Киевлянин", "Свобода и порядок", "Трезвость" и др.
Одной из форм культурно-просветительской деятельности братства в течение всего времени его существования была организация "народных чтений" для населения Юзовки. Так назывались лекция и беседа, систематически проводившиеся членами братства в здании учи-лища в установленные дни. Народные чтения обычно начинались осенью и продолжались до следующего лета. Тематика лекций и бесед носила, в основном, общеобразовательный характер. Собравшимся рассказывали о житии святых, о событиях российской и всемирной исто-рии, царской семье, читали литературные произведения, популярно объясняли жизнь приро-ды. При этом использовался чрезвычайно популярным у слушателей "волшебный фонарь с туманными картинами" (аппарат для показов диапозитивов).
Очень часто перед населением выступал хор братского училища. Иногда совет братст-ва устраивал "в саду Новороссийского общества гулянья", как это было, например, в 1899г. По предложению члена братства В.П. Смирнова делалась попытка учредить в Юзовке "праздник древонасаждения". Известно, что вокруг братского училища росли деревья, поса-женные его учениками.
Братство старалось заботиться о нуждающихся жителях поселка. Устраивались, в част-ности, выступления училищного хора для сбора средств воспитанникам приюта Юзовского благотворительного общества. Накануне очередного праздника совет братства выделял деньги для раздачи их беднякам.
Сохранились сведения о том, что на попечении у братства была некая "глухо-слепая Екатерина". В течение нескольких лет братство выдавало ежегодно 60руб. на ее содержание, а потом с помощью администрации Новороссийского акционерного общества устроило ее в "богоугодное заведение".
Выделялась денежная помощь одиноким и престарелым, детям-сиротам, многодетным матерям.
к сожалению, пока не выявлены документы, свидетельствующие о точной дате прекращения деятельности братства. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы говорят о его функционировании до лета 1919г. включительно. Не вызывает, однако, сомнения, что пре-кращение деятельности братства связана с той политикой, которую партия большевиков про-водила по отношению к церкви.
Свято-Преображенское братство сыграло значительную роль в жизни православного населения Юзовского района, вовлекая в орбиту своего влияния представителей и других ре-лигиозных конфессий. Возникновение братства в тех исторических условиях было закономер-ным явлением. Его деятельность развивалась строго в рамках официальной политики царского самодержавия и полностью отвечала его интересам. Это был центр православия и, в известной мере, культурно-просветительской жизни промышленной Юзовки.

А.И.Заднепровский
Л.Д.Заднепровская