Новости за 2005 год


  • 7-8 декабря госархив Донецкой области посетили коллеги из Ивано-Франковска. Архивисты обсудили проблему обеспечения сохранности документов Национального архивного фонда Украины, как одну из наиболее актуальных для всех архивов. В этой связи дончане поделились опытом создания фонда пользования особо ценных документов в электронном варианте на книжном сканере, организации охранно-пожарного режима и Порядка доступа к документам.
    Большой интерес у гостей вызвали вопросы функционирования трудовых архивов, организации выставочной деятельности, проведения выездных семинаров и курсов повышения квалификации для руководителей архивных учреждений.
    Архивисты из Ивано-Франковска пригласили донецких коллег посетить Госархив Ивано-Франковской области.

  • 8-9 ноября госархив Донецкой области принимал делегацию коллег из Луганщины. Встреча была обоюдно полезной и информационно интересной. Архивисты Донецкого и Луганского архивов обменялись опытом, обговорили пути решения в архивах проблемных вопросов, связанных с обеспечением сохранности документов, системой учета, организацией работы по составлению списков комплектования и формирования НАФ в соответствии с новыми Основными правилами. Особый интерес у гостей вызвало решение госархива области проблемы обеспечения сохранности особо ценных документов путем создания фонда пользования в электронном варианте на цифровом книжном сканере Minolta-PS 7000. В завершении коллеги высказали пожелание встречаться чаще и пригласили архивистов Донеччины ознакомиться с работой госархива Луганской области.

    В Горловском историческом музее. 2-я слева младший научный специалист музея Прохорова Л.Б. - читает лекцию Экспозиция новой выставки Антология документа в Горловском испторическом музее
      Слева на право Мартынчук И.А. - ведущий специалист отдела организации и координации архивного дела,
      Борданова И.Г. - специалист архивного отдела Горловского горсовета,
      Коломиец Г.Н. - начальник архивного отдела Горловского горсовета,
      Широбокова Л.И. - зам. директора госархива Донецкой области, 
      Савенко Н.А. - директор Горловского исторического музея,
      Шуликина Л.П. - главный специалист отдела информации и использования документов
  • 27 октября 2005 года в государственном музее истории города Горловки состоялось торжественное открытие выставки "Антология документа", которая была подготовлена сотрудниками музея совместно с архивным отделом Горловского горсовета.
    На выставке представлены архивные и музейные документы по истории края за 1920-1990-е годы. На презентацию выставки были приглашены сотрудники госархива Донецкой области. Торжественное открытие выставки было предоставлено заместителю директора областного архива Л.И.Широбоковой.

  • В соответствии с планом-графиком учебы в 2005 г. утвержденному распоряжением головы Донецкой облгосадминистрации от 26.01.2005г. №29 в центре переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций при облгосадминистрации с 26 по 30 сентября и с 17 по 21 октября 2005г. повышали свою квалификацию по профессиональной программе начальники трудовых архивов области.
    Формы учебы были разнообразны: лекции, беседы, тематические встречи, обмен опытом, деловая игра, практические занятия на базе госархива области и архивного отдела Донецкого горсовета.
    Слушатели курсов получили знания по актуальным вопросам архивного дела, психологии управленческого общения, кадрового обеспечения, правового статуса служащего, по основным аспектам банкротства и проблемам, возникающим в ходе реализации процедуры банкротства.
    По итогам учебы с целью обмена опытом был проведен круглый стол, на котором были рассмотрены конкретные вопросы работы трудовых архивов.
    Слушатели успешно прошли тестирование и получили свидетельства установленного образца.

  • 13 октября 2005 года отделом формирования НАФ и делопроизводства госархива Донецкой области проведен семинар для работников делопроизводственных и архивных служб научных учреждений.
    На семинаре были рассмотрены такие вопросы: нормативное обеспечение работы архивных подразделений организаций; назначение и порядок подготовки номенклатуры дел учреждения; требования к архивным помещениям и подготовка документов для хранения в архиве.

    Участники семинара в музее истории г.Енакиево
  • 5-6 октября проведен выездной семинар по обмену опытом на базе архивного отдела Енакиевского горсовета.
    В работе семинара приняли участие секретарь Енакиевского горсовета Желтова Р.И., управделами Енакиевского горисполкома Королева Л.А., директор госархива области Буценко Н.Д., зам. директора архива Широбокова Л.И., нач. отдела организации и координации архивного дела Сытая А.В., руководители 12 архивных отделов городских советов, председатели экспертных комиссий и ответственные за архивы учреждений, организаций и предприятий. Джерихова М.Е. - начальник архивного отдела 
      Енакиевского городского совета рассказывает участникам семинара о работе трудового архива
    В своем выступлении Буценко Н.Д. - директор госархива области, рассказала о реализации современной политики государства, направленной на сохранение, приумножение и использование документов Национального архивного фонда. Управделами горисполкома Королева Л.А. проанализировала состояние и перспективы архивного дела в г.Енакиево.
    Интерес участников семинара вызвал "Обзор фондов Госархива Донецкой области", подготовленный Гриневич Л.А. - зам. начальника отдела хранения, учета и научно-справочного аппарата.
    Участники семинара ознакомились с работой архивного отдела Енакиевского горсовета по использованию компьютерной техники (составлением баз данных архива, с обработкой фотодокументов в электронном виде), организацией работы трудового архива и архивных подразделений ПО "Орджоникидзеуголь", шахт и Енакиевского коксохимического завода

  • 29 сентября 2005 года проведено расширенное заседание коллегии госархива Донецкой области "О подведении итогов выполнения региональной и местных Программ сохранения архивных фондов Донецкой области на 2000 - 2005 годы". В заседании коллегии приняли участие начальники архивных отделов городских советов и райгосадминистраций, члены коллегии госархива области.
    Коллегия отметила, что при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления архивные учреждения, реализуя задачи региональной и местных Программ, решили ряд проблем, связанных с укреплением материальной базы архивных учреждений, усилением охранно-пожарной безопасности, созданием условий для внедрения новых технологий в работе с архивными документами, созданием трудовых архивов для хранения социально-значимых документов по личному составу.
    Вместе с тем, анализ выполнения Программ свидетельствует, что в работе архивных учреждений области остались нерешенными вопросы, связанные с недостаточным финансированием, намечены пути их решения.

    Памятная открытка молодому избирателю, впервые принимающему участие в выборах Президента Украины. 31 октября 2004 г. Два кандидата - Виктор Ющенко и Виктор Янукович на международной конференции
  • В сентябре 2005 года отделом формирования НАФ и делопроизводства завершена работа над описью № 1 – продолжение фонда Р-6805 «Коллекции документов по выборам Президента Украины».
    Из 617 документов сформировано 52 дела. Кроме основных документов в опись включены вторые экземпляры газет, брошюр, листовок с целью дальнейшего их использования в выставочной работе.
    Отделом физической сохранности документов и информационно-поисковых систем создана отдельная коллекция из видеодокументов и документов на CD о президентских выборах 2004 года.

    Заседание коллегии. Выступает директор госархива Донецкой области Н.Д.Буценко.
  • 31 августа 2005 года проведено расширенное заседание коллегии госархива Донецкой области «О ходе исполнения рекомендаций отраслевого совещания (октябрь 2003 г.) по вопросам усиления пожарной безопасности в госархиве области, местных архивных учреждениях, трудовых архивах, архивных подразделениях предприятий и учреждений». В заседании коллегии приняли участие начальники архивных отделов городских советов и райгосадминистраций и трудовых архивов, члены коллегии госархива области. Заседание коллегии.
    Коллегия отметила, что при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления за последнее время была проведена значительная робота по улучшению состояния охранно-пожарной безопасности в архивных учреждениях области. Вопросы обеспечения сохранности документов НАФ постоянно контролируются руководством госархива области, заслушиваются на заседаниях коллегий, находят отображение в приказах директора. Но, в отдельных случаях, остается ряд нерешенных проблем из-за недостаточного финансирования; намечены пути их решения.

  • ІНФОРМАЦІЯ про створення трудових архівів
    в Донецькій області станом на 01.04.2005

    На виконання розпорядження голови Донецької облдержадміністрації від 21.10.2002 №497 „Про створення трудових архівів”, доручення заступника голови, керівника апарату облдержадміністрації Адамова Б.І. від 25.11.2003, держархів області надає інформацію про стан створення та функціонування трудових архівів в Донецькій області.
    Станом на 01.04.2005 в Донецькій області створено 19 трудових архівів, 6 з них входять до апарату міських рад (Добропільський, Дружківський, Красноармійський, Новогродівський, Слов’янський, Ясинуватський), 12 входять до апарату районних рад (Великоновоселківський, Волноваський, Володарський, Добропільський, Костянтинівський, Красноармійський, Олександрівський, Першотравневий, Слов’янський, Старобешівський, Тельманівський, Ясинуватський). В Амвросіївському районі створено 18 трудових архівів місцевою, сільськими та селищними радами, але з них функціонують лише 8.
    Крім того, проблема збереження документів ліквідованих суб’єктів господарювання різних форм власності та забезпечення прав і законних інтересів громадян вирішена органами державної влади та місцевого самоврядування в 23 містах та районах області шляхом створення підрозділів, які виконують функції трудового архіву.
    Юридичний статус трудових архівів та підрозділів при архівних відділах визначений рішеннями міських та районних рад. Трудові архіви та підрозділи виконують свої функції відповідно затвердженого положення.
    Утримуються трудові архіви та підрозділи за кошти місцевого бюджету. Кошти за платні послуги, які надають трудові архіви на договірній основі (впорядкування справ, зберігання документів) надходять до місцевого бюджету і використовуються в основному на матеріальне-технічне забезпечення архіву.
    Не виконується розпорядження голови облдержадміністрації „Про створення трудових архівів” Краснолиманською міською радою, Мар’їнською та Шахтарською райдержадміністраціями. Функції трудового архіву у цих районах покладені на державні архіви, які в зв’язку з цим не можуть повноцінно виконувати функції роботи з документами Національного архівного фонду та забезпечити виконання соціально-правових запитів по документам з особового складу.
    Крім трудових архівів, створених органами місцевого самоврядування в області діють 5 приватних трудових архівів (Горлівка – 2, Димитров, Донецьк-2). Приватний трудовий архів, створений в м.Красний Лиман, припинив свою діяльність в березні 2005 року.
    Виконком Дебальцівської міської ради визначився, що у функціонуванні окремого трудового архіву в місті на даний час немає нагальної потреби, в зв’язку з незначним об’ємом довідкової роботи та обсягом фондів ліквідованих підприємств, які надійшли на зберігання в архівний відділ міської ради ( 16 фондів 309 од.зб.). Питання про створення трудового архіву у м.Дебальцево знаходиться на контролі у міського голови і буде негайно вирішене у разі необхідності.
    Не забезпечені приміщеннями трудові архіви Великоновоселківської, Костянтинівської, Ясинуватської районних рад, структурні підрозділи при архівних відділах Артемівської, Шахтарської райдержадміністрацій та Амвросіївської, Торезької міських рад. Додаткові приміщення потрібні трудовим архівам Красноармійської, Тельманівської, Шахтарської районних рад та структурному підрозділу Макіївської міської ради.
    Без охоронно-пожежної безпеки залишаються приміщення трудових архівів Володарської, Костянтинівської, Новоазовської, Олександрівської, Першотравневої, Слов’янської, Тельманівської, Ясинуватської районних рад та Слов’янської, Ясинуватської міських рад, архівні відділи Мар’їнської, Шахтарської райдержадміністрацій, структурних підрозділів при архівних відділах Авдієвської, Артемівської, Докучаєвської, Кіровської, Краснолиманської, Селидівської, Слов’янської, Торезької, Харцизької міських рад.
    Частково вирішено питання щодо забезпечення трудових архівів засобами оргтехніки: придбані 10 комп’ютерів трудовим архівам Володарської, Новоазовської, Олександрівської, Слов’янської районних рад, Дружківської, Маріупольської міських рад та структурним підрозділам при архівних відділах Донецької, Кіровської, Новогродівської міських рад; 3 ксерокси – трудовим архівам Першотравневої районної ради, Маріупольської міської ради та структурному підрозділу при архівному відділі Макіївської міської ради; 2 сканери – трудовим архівам Волноваської, Слов’янської районних рад.


  • 2004 рік увійшов в історію української архівістики початком впровадження та апробації в практику архівної справи перших "Основних правил роботи державних архівів України".
    21 липня 2005 року на засіданні колегії держархіву області розглядалось питання про впровадження в практику "Основних правил роботи державних архівів України".
    Пріоритетними напрямками в процесі впровадження правил залишаються: підготовка списків - джерел комплектування і формування НАФ; внесення змін в облікові документи; роз'яснення основних норм правил в системі підвищення кваліфікації. Активізувалась робота з інформаційноі діяльності архівних установ у формі семінарів, лекцій, публікацій.
    Процес впровадження та апробації правил показав, що окремі питання підлягають подальшому більш глибокому вивченню, частина нових норм підлягає подальшій перевірці на практиці.

  • Ежегодно в госархиве области проходят производственную практику студенты 2-го курса исторического факультета Донецкого Национального университета, учебным планом которого предусмотрено изучение дисциплины «Архивоведение». Цель практики – получение навыков работы с первоисточниками, выявление документной информации, закрепление и расширение полученных в вузе знаний.
    В госархиве области были созданы необходимые условия для выполнения программы практики, предоставлена возможность ознакомления с нормативно-правовой базой архива, составом фондов, содержанием наиболее интересных документов, справочным аппаратом, условиями хранения документов национального архивного фонда Украины.
    По окончанию практики составлен отчет-анализ о работе в архиве.

  • Одной из форм информационной деятельности госархива области в 2005 году стало проведение 7 обзорных экскурсий для студентов высших учебных заведений, учащихся полиграфического лицея и общеобразовательных школ города. Обращение к архиву вызвано повышенным спросом на информацию по истории края, использованием архивных документов научных целях через читальный зал, а также с целью расширения общеисторического мировоззрения и представления об архиве в целом.

  • В госархиве Донецкой области 1 июля 2005 года проведено расширенное заседание коллегии «О состоянии обеспечения сохранности документов НАФ в архивных отделах Дзержинского, Мариупольского городского советов, Першотравневой, Старобешевской, Шахтерской райгосадминистраций». В коллегии приняли участие руководители архивных учреждений, руководители делами исполкомов городских советов руководители аппарата райгосадминистраций.
    Заседание коллегии. Слева директор госархива Донецкой области Н.Д.Буценко,
       вторая слева зам.директора Л.И.Широбокова
    Коллегия отметила создание органами местной власти в архивных отделах Дзержинского и Мариупольского городских советов условий гарантированной сохранности документов НАФ и документов личного состава ликвидированных предприятий: обеспечение соответствующими помещениями, материально-техническими ресурсами и кадрами в соответствии с установленными нормативами.
    Заседание коллегии.
    Остаются не решенными вопросы относительно обеспечения помещениями архивных отделов Першотравневой и Старобешевской райгосадминистраций, в Шахтерской райгосадминистрации не образован трудовой архив. Функции трудового архива возложены на государственный архив, что мешает исполнению работы с документами НАФ.
    Решение коллегии направлено органам исполнительной власти и местного самоуправления.

  • 19 мая 2005 года отделом формирования НАФ государственного архива Донецкой области совместно с Главным управлением труда и социальной защиты население проведен семинар по вопросам организации делопроизводства и архива для сети учреждений социальной защиты Донецкой области.
    На семинаре было освещенные такие темы:
    - нормативные документы по организации работы ведомственного архива;
    - номенклатура дел и внедрение ее в делопроизводство;
    - подготовка дел к передаче в архив и обеспечение сохранности документов;
    - организация работы с обращениями граждан.
    На вопросы, которые возникли у присутствующих в ходе работы семинара, были предоставлены объяснения.

  • 28 апреля 2005 года в госархиве Донецкой области по результатам комплексных проверок состоялось расширенное заседание коллегии с участием председателей и членов экспертных комиссий Государственного управления экологии и природных ресурсов в Донецкой области, Донбасской региональной таможни Донецкого областного центра занятости.
    Коллегия отметила, что делопроизводство в организациях ведется в соответствии с требованиями, сохранность документов обеспечена.
    Организациям рекомендовано активизировать работу экспертных комиссий.

  • В апреле 2005 года отделом формирования НАФ и делопроизводства была проведена стажировка для представителей службы делопроизводства и архивного подразделения ЗАО «Донецксталь» - металлургический завод»».
    Стажировка проводилась на протяжении 5 дней и включала в себя теоретические и практические занятия.
    Основная тематика занятий следующая:
    - анализ нормативно-правовых и методических документов по вопросам организации делопроизводства и ведомственного архива;
    - организационная работа архивного подразделения: составление планово-отчетной документации, разработка индивидуальных инструкций по делопроизводству, положений об экспертной комиссии и архиве предприятия;
    - основные принципы составления номенклатуры дел промышленного предприятия и внедрения ее в делопроизводство;
    - вопросы проведения экспертизы ценности документов, подлежащих хранению и составление описей на документы постоянного, долговременного хранения и по личному составу, а также акта о выделении документов к уничтожению;
    - обеспечение сохранности архивных документов (требования к архивному помещению).
    Кроме того, работниками отдела были организованы экскурсии в архивные подразделения Донецкого Национального университета и Управления Донецкой железной дороги.
    С целью анализа различий в условиях хранения документов в ведомственных архивах и в государственных архивах была проведена экскурсия по хранилищам госархива Донецкой области.

  • 24-25 февраля 2005 года проведены расширенные заседания коллегии госархива Донецкой области "Об итогах работы государственных архивных учреждений и трудовых архивов Донецкой области в 2004 году и их задачах на 2005 год". В работе коллегии приняли участие начальники архивных отделов городских советов и райгосадминистраций, руководители трудовых архивов.
    Коллегия отметила, что деятельность архивных учреждений области была направлена на полноценное комплектование и обеспечение сохранности документов НАФ Украины, работу по личному составу ликвидированных предприятий, информационную деятельность и обеспечение общественных потребностей в ретроспективной информации. Определены приоритетные направления в работе архивных учреждений на 2005 год и намечены пути их решения.
    В ходе проведения коллегии руководители архивных учреждений и трудовых архивов обменялись опытом работы.
    По итогам работы за 2004 год лучшим архивом года определен архивный отдел Волновахской райгосадминистрации. Начальник архивного отдела награждена дипломом и переходящим кубком.
    По итогам смотра-конкурса архивных учреждений области на лучшую номенклатуру дел учреждения, организации и предприятия, на лучшую опись, статью или публикацию в прессе авторы лучших работ награждены дипломами.

  • В феврале 2005 года госархивом Донецкой области подведены итоги смотра-конкурса среди архивных учреждений области на лучшую номенклатуру дел, лучшую опись, статью или публикацию в прессе. На конкурс было представлено 10 работ: 5 описей, 3 номенклатуры дел, 2 статьи.
    Дипломом II степени награждена Джерихова М.Е. - начальник архивного отдела Енакиевского городского совета, за составление описи на документы личного происхождения Клименко В. Ф. - историка-краеведа, руководителя Енакиевской археологической экспедиции "Эврика". Дипломом III степени награждена Притыченко Е.В. - начальник архивного отдела Донецкого городского совета за публикацию статьи по истории становления государственной торговли на территории г. Донецка в 20-х годах ХХ столетия, подготовленной за документами Государственного архива Донецкой области.
    Поощрительными дипломами награждены авторы 4 конкурсных работ за личный вклад в комплектование Национального архивного фонда документами, за современность и оригинальность тематики.