Государственная архивная служба Украины
Государственный архив Донецкой области
Адрес архива: пр.Ломоносова, 156, г.Константиновка, Украина, 85102, тел. (06272)2-52-05;
прием граждан: ул.6-го Сентября,10 (каб.31), г.Константиновка, Украина, 85102, тел. (06272)2-15-42


E-mail: archive_dn@arch.gov.ua
  Eng
 



    Яндекс.Погода



Яндекс.Метрика
О нас



Основные сведения

Государственный архив Донецкой области является структурным подразделением облгосадминистрации, которое создаётся председателем облгосадминистрации.
Государственный архив Донецкой области подотчётен и подконтролен председателю облгосадминистрации и Государственной архивной службе Украины (Укргосархиву).

Основной задачей государственного архива является обеспечение на территории области реализации государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства.
Государственный архив выполняет следующие задачи:
  • осуществление управления архивным делом и делопроизводством на территории области, координация деятельности структурных подразделений облгосадминистрации, райгосадминистраций, территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, в том числе частных архивных учреждений, основанных физическими лицами и/или юридическими лицами частного права (частные архивы) в вопросах архивного дела и делопроизводства;
  • внесение в Национальный архивный фонд архивных документов, имеющих местное значение, ведение учета и постоянного хранения этих документов, использование содержащихся в них сведений;
  • проведение научно-методической работы в области архивоведения, документоведения и археографии, внедрение достижений науки, техники, передового опыта в практику деятельности архивных учреждений;
  • осуществление контроля за деятельностью архивных учреждений и служб делопроизводства, обеспечение соблюдения законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях;
  • осуществление научно-методического руководства и контроля за деятельностью Донбасского регионального центра страхового фонда документации.

    Государственный архив в соответствии с возложенными на него задачами:
  • рассматривает в установленном законодательством порядке обращения граждан, запросы и обращения народных депутатов Украины и депутатов соответствующих местных советов;
  • обеспечивает доступ к публичной информации, распорядителем которой он является;
  • постоянно информирует население о состоянии осуществления определенных законом полномочий;
  • обеспечивает постоянное хранение, охрану, реставрацию, консервацию документов Национального архивного фонда и других документов, которые переданы в государственный архив;
  • создает страховые копии и копии фонда пользования документов, которые хранятся в государственном архиве;
  • предоставляет пользователям архивные документы и справочный аппарат к ним, информирует о документах, сведения из которых могут быть ими использованы;
  • обеспечивает выдачу архивных справок, копий документов, а также другим путем удовлетворяет запросы физических и юридических лиц;
  • предоставляет платные услуги юридическим и физическим лицам в установленном законодательством порядке.

    Подробно с основными задачами, правами, принципами руководства и деятельности государственного архива можно ознакомиться в документах:
    "Положение о государственном архиве Донецкой области"
    (распоряжение председателя облгосадминистрации от 23.05.2013 № 268),       [Размещено 27.05.2013]
    "Регламент работы государственного архива Донецкой области"
    (приказ госархива от 24.05.2012 № 33)


  • Услуги, предоставляемые госархивом области

    На исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 07 ноября 2014 года № 595 «Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществление социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей», распоряжение председателя областной государственной администрации от 20 октября 2014 года № 644 «О внесении изменений в распоряжение председателя облгосадминистрации от 29 июля 2014 года № 590» государственный архив Донецкой области перерегистрирован в г. Краматорск, фактическое расположение в г. Константиновка. Госархив области приостановил деятельность по использованию архивных документов с 08.12.2014, в связи с тем, что документы остались в г. Донецк, на территории временно неподконтрольной органам государственной власти Украины.

    В связи с этим архивные справки не выдаются. В ответ на запросы граждан предоставляется бесплатный отрицательный ответ о невозможности выявления информации по фондам госархива области.


    Коллегиальные органы архива


    Структура архива
    Аппарат управления
    Директор архива - Вакансия

    И.О. директора - главный хранитель фондов,
    начальник отдела физической сохранности документов и информационно-поисковых систем
    (вопросы сохранности документов, информационной деятельности и использования документов, информатизации архивных учреждений области; материально-технического обеспечения архива)
    Пирожкова Наталья Викторовна
    - Реализация на территории области государственной политики в области информатизации архивного дела и использования документов;
    - Организация постоянного хранения и учёта документов НАФ в архивохранилищах государственного архива;
    - Координация создания и усовершенствования системы научно-справочного аппарата к документам, хранящимся в государственном архиве;
    - Создание условий перевода традиционных архивных технологий на новые информационные технологии;
    - Обеспечение доступа к архивной информации в электронном виде, функционирование технологических процессов, компьютерних баз данных и информационных систем;
    - Организация хозяйственного и материально-технического обеспечения структурных подразделений государственного архива;
    - Координация деятельности: отдела физической сохранности документов и информационно-поисковых систем; отдела обеспечения сохранности документов, учёта и справочного аппарата; отдела использования информации документов; административно-хозяйственного отдела; архивных учреждений области по вопросам информатизации архивного дела;
    - Организация подготовки предложений относительно разработки и организации работы с документами в электронном виде;
    - Ответственность за состояние противопожарной безопасности в государственном архиве;
    - Организация мероприятий по мобилизационной подготовке и деятельности государственного архива в чрезвычайных ситуациях;
    - Руководство научно-методическим советом; комиссией по учёту печатных изданий государственного архива; инвентаризационной комиссией; пожарно-технической комиссией

    Пирожкова Наталья Викторовна

    тел. (06272) 2-52-05
    Заместитель директора - начальник отдела организации и координации архивного дела (вопросы организационной работы, формирования НАФ и делопроизводства; вопросы деятельности архивных учреждений области, архивных подразделений органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности)
    - Реализация на территории области государственной политики в области архивного дела и делопроизводства;
    - Обеспечение взаимодействия госархива области с архивными учреждениями области, структурными подразделениями облгосадминистрации, представительными органами, органами местного самоуправления, государственного надзора и контроля, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями, организациями;
    - Контроль исполнения плановых показателей и проведение анализа работы архивных учреждений области;
    - Организация работы по подготовке нормативно-методических документов по вопросам формирования Национального архивного фонда, ведения архивного дела и делопроизводства;
    - Координация роботы: отдела организации и координации архивного дела; отдела формирования НАФ и делопроизводства; главного научного сотрудника; сектора документоведения госархива; архивных учреждений области;
    - Организация подготовки предложений относительно назначения на должности и увольнение с должностей руководителей архивных учреждений области;
    - Руководство комитетом по конкурсным торгам; комиссией по кадровым вопросам; комиссией по аттестации рабочих мест; комиссией по разработке профилей профессиональной компетентности должностей государственной службы; комиссией по сдаче экзаменов по проверке знаний по вопросам охраны труда в государственном архиве;
    - Является заместителем председателя коллегии государственного архива;
    - Организация и координация работы по вопросам охраны труда и создания надлежащих условий труда в архивных учреждениях области
    Заместитель директора - начальник отдела организации и координации архивного дела:

    Вакансия (временно)

    тел. (06272) 2-52-05
    Сектор службы управления персоналом
    - Реализация государственной политики по вопросам кадровой работы и государственной службы в госархиве области;
    - Осуществление аналитической и организационной работы по кадровому менеджменту;
    - Удовлетворение потребностей госархива области в квалифицированных кадрах и их эффективное использование;
    - Прогнозирование развития персонала, стимулирование работников госархива области к служебному росту, обеспечение их непрерывной учёбы;
    - Документальное оформление прохождения государственной службы и трудовых отношений;
    - Работа с кадровым резервом
    Главный специалист:

    Талалайкина Анна Сергеевна

    тел. (06272) 2-52-05
    Главный специалист-юрисконсульт
    - Обеспечение правильного применения законодательства в государственном архиве;
    - Подготовка выводов относительно правовых вопросов, которые возникают в деяльности государственного архива;
    - Проверка на соответствие требованиям действующего законодательства и осуществление правовой экспертизы проектов приказов государственного архива и других документов правового характера, которые касаются деятельности государственного архива;
    - Ведение претензионно-исковой работы в государственном архиве;
    - Организация работы, связанной с заключением договоров, участие в их подготовке и осуществление мероприятий, направленных на исполнение договорных обязательств, обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов государственного архива;
    - Обеспечение подачи на государственную регистрацию в Главное управление юстиции в Донецкой области нормативно-правовых актов государственного архива, которые задевают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер
    Главный специалист-юрисконсульт

    Кохановская Ольга Леонидовна

    тел. (06272) 2-52-05
    Отделы и структурные подразделения
    Отдел организации и координации архивного дела
    - Организация работы по разработке целевых программ развития архивного дела в области;
    - Составление перспективных, годовых планов развития архивного дела;
    - Подготовка предложений по развитию сети архивных учреждений области;
    - Координация деятельности и контроль за работой архивных учреждений области;
    - Организация методической работы в области архивоведения, документоведения;
    - Проведение выездных семинаров по обмену опытом работы архивных учреждений области;
    - Изучение, обобщение и распространение мирового и украинского опыта работы архивных учреждений;
    - Организация обучения и повышения квалификации работников архивных учреждений области
    Заместитель начальника отдела:

    Василенко Инна Викторовна

    тел.: (06272) 2-10-61
    Отдел формирования Национального архивного фонда и делопроизводства
    - Организация формирования НАФ и обеспечение контроля за сбором на территории области архивных документов;
    - Осуществление контроля за деятельностью архивных подразделений органов государственной власти, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
    - Организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам архиво- и документоведения
    Начальник отдела:

    Алимова Наталья Николаевна

    тел.: (06272) 2-10-61
    Отдел обеспечения сохранности документов, учёта и справочного аппарата
    Шевченко Елена Мечеславовна
    - Обеспечение сохранности документов НАФ;
    - Прием документов НАФ от учреждений, организаций, предприятий области независимо от форм собственности, физических лиц;
    - Учет документов;
    - Создание научно-справочного аппарата;
    - Предоставление методической и консультативной помощи по вопросам сохранности архивных документов
    Начальник отдела:

    Шевченко Елена Мечеславовна

    (временная вакансия)
    Отдел использования информации документов
    - Организация работы с обращениями граждан, личный приём граждан, рассмотрение вопросов, затронутых в обращениях, подготовка проектов ответов;
    - Исполнение запросов юридических и физических лиц;
    - Проведение систематического анализа и обобщения обращений граждан с целью выявления общественно значимых проблем, которые требуют неотложного решения, информирование об этом руководства госархива области, Государственной архивной службы Украины и облгосадминистрации;
    - Организация работы пользователей в читальных залах;
    - Организация работы по исполнению запросов по предоставлению публичной информации физическим, юридическим лицам, объединениям граждан;
    - Проведение работы со средствами массовой информации;
    - Информирование общественности, органов государственной власти и местного самоуправления о составе и содержании документов НАФ
    Заместитель начальника отдела:

    Вакансия
    Отдел физической сохранности документов и информационно-поисковых систем
    Начальник отдела:

    Вакансия

    тел. (06272) 2-52-05
    - Обеспечение физической сохранности документов НАФ;
    - Создание страхового фонда на документы церквей, содержащих актовые записи о рождении, браке и смерти путем микрофильмирования;
    - Создание фонда пользования на документы периода до 1917 года путем сканирования;
    - Создание и наполнение необходимых баз данных, которые облегчают поиск информации и научно-справочную работу архива;
    - Представление госархива Донецкой области в сети Интернет
    Сектор экономики и финансового обеспечения
    Вакуленко Ася Васильевна
    - Обеспечение эффективного и экономичного использования бюджетных ассигнований;
    - Разработка схем должностных окладов и системы оплаты труда сотрудников госархива области, тарифов на платные услуги;
    - Организация работы по вопросам финансирования, оплаты труда, планирования и отчётности, бухгалтерского учёта;
    - Разработка проектов приказов, касающихся компетенции сектора;
    - Организация проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств
    Заведующий сектора:

    Вакуленко Ася Васильевна
    Сектор документоведения
    - Обеспечение чёткой организации делопроизводства в государственном архиве;
    - Обеспечение своевременного рассмотрения документации, поступающей в госархив и подающейся на рассмотрение руководству;
    - Обеспечение систематического контроля за своевременным исполнением документов;
    - Приём, регистрация, учёт и доставка документов в подразделения;
    - Организация работы по приёму посетителей руководством госархива по личным вопросам
    Заведующий сектора:

    Якубовская Лилия Витальевна

    тел. (06272) 2-52-05
    Административно-хозяйственный отдел
    - Хозяйственное и материально-техническое обеспечение структурных подрозделений госархива области;
    - Содержание в надлежащем состоянии двух зданий и служебных помещений госархива области, архивохранилищ, вентиляционной системы и котельной;
    - Организация и контроль санитарно-гигиенического состояния помещений госархива области, архивохранилищ и прилегающей к госархиву области территории;
    - Обеспечение структурных подразделений госархива области необходимыми бланками, канцелярскими товарами и предметами хозяйственного обихода;
    - Обеспечение средствами механизации труда младшего обслуживающего персонала;
    - Обеспечение учёта товарно-материальных ценностей и соблюдение правил оформления и сдачи первичных приходно-расходных документов;
    - Обеспечение и соблюдение требований противопожарной и охранной безопасности госархива области
    Начальник отдела:

    Вакансия



    Из истории архивного строительства в Донбассе

    Первое здание Сталинского областного архива
  • До 1917 года государственных архивов не было, документы хранились в ведомствах;
  • май 1920 г. - созданы архивные комиссии при отделах народного просвещения по сбору материалов учреждений дореволюционного периода;
  • 3 января 1922 г. - создано Донецкое губернское архивное управление (губарх) при президиуме Донецкого губисполкома;
  • 1924 г. - при губархе создан губернский исторический архив (помещения не было);
  • 1925 г. - ликвидированы губернские учреждения, созданы Артемовское, Сталинское и Мариупольское окружные архивные управления;
  • июль 1929 г. - создан краевой исторический архив промышленности Донбасса;
  • сентябрь 1930 г. - ликвидированы окружные архивные управления, 1 октября 1930г. созданы Артемовское, Мариупольское и Сталинское городские архивные управления.
  • март 1932 г. - Сталинское городское архивное управление и краевой исторический архив промышленности Донбасса были реорганизованы в Сталинский государственный исторический архив, Артемовское и Мариупольское архивные управления реорганизованы в государственные исторические архивы;
  • 29 сентября 1932 г. - на базе Сталинского государственного исторического архива создан Донецкий областной исторический архив;
  • октябрь 1932 г. - создано Донецкое областное архивное управление, начали создаваться городские и районные государственные архивы;
  • июнь 1938 г. - Донецкая область разделена на 2 области: Сталинскую и Ворошиловградскую. Донецкий областной исторический архив переименован в Сталинский;
  • ноябрь 1938 г. - архивные учреждения переданы в систему Наркомата внутренних дел на правах архивного управления; Здание бывшего партийного архива Донецкого обкома партии (построено в 1973г.) Современное здание архива (построено в 1965г.)
  • 25 ноября 1938 г. - Сталинский областной исторический архив переименован в Сталинский областной архив в г.Сталино, Артемовский исторический архив - в Сталинский областной архив в г.Артемовске, Мариупольский исторический архив - в Сталинский областной архив в г.Мариуполе;
  • 1944-1946 гг. - возвратившиеся из эвакуации фонды Артемовского и Мариупольского архивов влились в состав Сталинского областного архива, исторические архивы в г.Артемовске и г.Мариуполе перестали существовать;
  • июнь 1960 г. - архивные учреждения вывели из подчинения Министерства внутренних дел;
  • ноябрь 1961 г. - в связи с переименованием Сталинской области в Донецкую, Сталинский областной архив был переименован в Донецкий областной архив;
  • июнь 1980 г. - получил название Государственный архив Донецкой области;
  • ноябрь 1988 г. - ликвидирован архивный отдел Донецкого облисполкома, его функции руководства архивным делом в области переданы госархиву области;
  • 16 октября 1991 г. - в состав фондов госархива Донецкой области вошли документы бывшего Донецкого обкома Компартии Украины.



    Более подробно об истории архивного строительства в Донбассе можно прочитать в статьях:

    Архивная система Донецкой области: путь в 75 лет

    История партийного архива Донецкой области

    Судьба архивных фондов Донецкой области в годы Великой Отечественной войны






  • Государственный архив Донецкой области © 2016 г.