Государственная архивная служба Украины
    Государственный архив Донецкой области
 
 
 
 






Яндекс.Метрика
О нас



Основные сведения

Государственный архив Донецкой области является структурным подразделением облгосадминистрации, которое создаётся председателем облгосадминистрации.
Государственный архив Донецкой области подотчётен и подконтролен председателю облгосадминистрации и Государственной архивной службе Украины (Укргосархиву).

Основной задачей государственного архива является обеспечение на территории области реализации государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства.
Государственный архив выполняет следующие задачи:
  • осуществление управления архивным делом и делопроизводством на территории области, координация деятельности структурных подразделений облгосадминистрации, райгосадминистраций, территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, в том числе частных архивных учреждений, основанных физическими лицами и/или юридическими лицами частного права (частные архивы) в вопросах архивного дела и делопроизводства;
  • внесение в Национальный архивный фонд архивных документов, имеющих местное значение, ведение учета и постоянного хранения этих документов, использование содержащихся в них сведений;
  • проведение научно-методической работы в области архивоведения, документоведения и археографии, внедрение достижений науки, техники, передового опыта в практику деятельности архивных учреждений;
  • осуществление контроля за деятельностью архивных учреждений и служб делопроизводства, обеспечение соблюдения законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях;
  • осуществление научно-методического руководства и контроля за деятельностью Донбасского регионального центра страхового фонда документации.

    Государственный архив в соответствии с возложенными на него задачами:
  • рассматривает в установленном законодательством порядке обращения граждан, запросы и обращения народных депутатов Украины и депутатов соответствующих местных советов;
  • обеспечивает доступ к публичной информации, распорядителем которой он является;
  • постоянно информирует население о состоянии осуществления определенных законом полномочий;
  • обеспечивает постоянное хранение, охрану, реставрацию, консервацию документов Национального архивного фонда и других документов, которые переданы в государственный архив;
  • создает страховые копии и копии фонда пользования документов, которые хранятся в государственном архиве;
  • предоставляет пользователям архивные документы и справочный аппарат к ним, информирует о документах, сведения из которых могут быть ими использованы;
  • обеспечивает выдачу архивных справок, копий документов, а также другим путем удовлетворяет запросы физических и юридических лиц;
  • предоставляет платные услуги юридическим и физическим лицам в установленном законодательством порядке.

    Подробно с основными задачами, правами, принципами руководства и деятельности государственного архива можно ознакомиться в документах:
    "Положение о государственном архиве Донецкой области"
    (распоряжение председателя облгосадминистрации от 23.05.2013 № 268),       [Размещено 27.05.2013]
    "Регламент работы государственного архива Донецкой области"
    (приказ госархива от 24.05.2012 № 33)


  • Услуги, предоставляемые госархивом области

    На исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 07 ноября 2014 года № 595 «Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществление социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей», распоряжение председателя областной государственной администрации от 20 октября 2014 года № 644 «О внесении изменений в распоряжение председателя облгосадминистрации от 29 июля 2014 года № 590» государственный архив Донецкой области перерегистрирован в г. Краматорск, фактическое расположение в г. Константиновка. Госархив области приостановил деятельность по использованию архивных документов с 08.12.2014, в связи с тем, что документы остались в г. Донецк, на территории временно неподконтрольной органам государственной власти Украины.


    В связи с этим архивные справки не выдаются. В ответ на запросы граждан предоставляется бесплатный отрицательный ответ о невозможности выявления информации по фондам госархива области.


    Коллегиальные органы архива


    Структура архива
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
    Аппарат управления
    Шишолик Ирина Васильевна
    - Управление деятельностью госархива области, обеспечение реализации государственной политики                                         в сфере архивного дела и делопроизводства на территории области;
                      
    - Контроль состояния архивного дела и делопроизводства на территории области;                   
    - представление архива во взаимоотношениях с Укргосархивом, облгосадминистрацией,                                         центральными государственными архивами, региональными государственными архивами,                                         органами государственной власти и местного самоуправления,                                         а также с предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями граждан;
    - Координация деятельности: кадровой службы; сектора экономики и финансового обеспечения;                                         юридической службы; режимно-секретного органа;
                      
    - Распоряжение средствами в пределах утвержденной председателем облгосадминистрации                                         сметы государственного архива;
                      
    - назначение на должности и освобождение от должностей государственных служащих государственного архива;
                      
    - Прием на работу и увольнение с работы работников государственного архива,                                         которые не являются государственными служащими;
    - Обеспечение соблюдения работниками государственного архива правил внутреннего трудового распорядка                                         и исполнительской дисциплины;
                      
    - решение вопросов о выдаче документов Национального архивного фонда, хранящихся                                         в государственном архиве, предприятиям, учреждениям и организациям во временное пользование                                         и о доступе пользователей к работе с документами;
                      
    - Возглавление коллегии государственного архива и ряда постоянно действующих и временных советов и комиссий, созданных в государственном архиве, редколлегии журнала «Архивная летопись Донбасса»
    Директор архива
    Шишолик Ирина Васильевна

    тел. (06272) 2-52-05
    Заместитель директора - начальник отдела организации и координации архивного дела
    Заместитель директора - начальник отдела организации и координации архивного дела:

    Вакансия (временно)

    тел. (06272) 2-52-05

    - Реализация на территории области государственной политики в области архивного дела и делопроизводства;
                      
    - обеспечение взаимодействия госархива области с архивными учреждениями области, структурными подразделениями облгосадминистрации, представительными органами, органами местного самоуправления, государственного надзора и контроля, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями, организациями;
                      
    - Контроль выполнения плановых показателей и проведения анализа работы архивных учреждений области;
                      
    - организация работы по подготовке нормативно-методических документов по вопросам формирования Национального архивного фонда, ведение архивного дела и делопроизводства;
    - Координация работы: отдела организации и координации архивного дела; отдела формирования НАФ и делопроизводства; главного научного сотрудника; сектора документоведение госархива; архивных учреждений области;
                      
    - организация подготовки предложений относительно назначения на должности и освобождения от должностей руководителей архивных учреждений области;
                      
    - Возглавление комитета по конкурсным торгам; комиссии по кадровым вопросам; комиссии по аттестации рабочих мест; комиссии по разработке профилей профессиональной компетентности должностей государственной службы; комиссии по сдаче экзамена по проверке знаний по вопросам охраны труда в государственном архиве
                      
    - Является заместителем председателя коллегии государственного архива;
                      
    - организация и координация работы по вопросам охраны труда и создание условий труда в архивных учреждениях области

    Заместитель директора - начальник отдела использования информации документов
    Пирожкова Наталья Викторовна
    - Реализация на территории области государственной политики в области информатизации архивного дела и использования документов;
                      
    - организация постоянного хранения и учет документов НАФ в архивохранилищах государственного архива;
                      
    - координация создания и совершенствования системы научно-справочного аппарата к документам, которые хранятся в государственном архиве;
                      
    - создание условий перевода традиционных архивных технологий на новые информационные технологии;
                      
    - обеспечение доступа к архивной информации в электронном виде, функционирования технологических процессов, компьютерных баз данных и информационных систем;
                      
    - организация хозяйственного и материально-технического обеспечения структурных подразделений государственного архива;
    - Координация деятельность: отдела физической сохранности документов и информационно-поисковых систем; отдела обеспечения сохранности документов, учета и справочного аппарата; отдела использования информации документов; административно - хозяйственного отдела; архивных учреждений области по вопросам информатизации архивного дела;
                      
    - организация подготовки предложений по разработке и организации работы с документами в электронном виде;
                      
    - Видповидання за состояние противопожарной безопасности в государственном архиве;
                      
    - Организация мероприятий по мобилизационной подготовке и деятельности государственного архива в чрезвычайных ситуациях;
                      
    - Возглавление научно-методического совета; комиссии по учету печатных изданий государственного архива; инвентаризационной комиссии; пожарно-технической комиссии

    Пирожкова Наталья Викторовна

    тел. (06272) 2-52-05
    Главный специалист-юрисконсульт
    - Обеспечение правильного применения законодательства в государственном архиве;
                      
    - Подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности государственного архива;
                      
    - проверка на соответствие требованиям действующего законодательства и осуществления правовой экспертизы                      проектов приказов государственного архива и других документов правового характера, касающиеся деятельности государственного архива;
                      
    - ведение претензионно-исковой работе в государственном архиве;
                      
    - организация работы, связанной с заключением договоров, участие в их подготовке и осуществлении мероприятий,                      направленных на выполнение договорных обязательств, обеспечения защиты имущественных прав и законных интересов государственного архива;
                      
    - обеспечение подачи на государственную регистрацию в Главное управление юстиции в Донецкой области нормативно-правовых актов государственного архива, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер
    Главный специалист-юрисконсульт

                          Кохановская Ольга Леонидовна

    тел. (06272) 2-52-05
    Отделы и структурные подразделения
    Отдел организации и координации архивного дела
    - Организация работы по разработке целевых программ развития архивного дела в области;
                      
    - составление перспективных, годовых планов развития архивного дела;
                      
    - подготовка предложений по развитию сети архивных учреждений области;
                      
    - координация деятельности и контроль работы архивных учреждений области;
                      
    - Организация методической работы в области архивоведения, документоведения;
                      
    - проведение выездных семинаров по обмену опытом работы архивных учреждений области;
                      
    - изучение, обобщение, распространение мирового и украинского опыта работы архивных учреждений;
                      
    - организация изучения и повышения квалификации работников архивных учреждений области
                      
    Заместитель начальника отдела:                   

                      Василенко Инна Викторовна

    тел.: (06272) 2-10-61
    Отдел формирования Национального архивного фонда и делопроизводства
    - Организация формирования НАФ и обеспечения контроля за сбором на территории области архивных документов;
                      
    - осуществление контроля за деятельностью архивных подразделений органов государственной власти, органов местного самоуправления,                                         учреждений и организаций независимо от форм собственности;
                      
    - организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам архиво- и делопроизводства
                      
    Начальник отдела:

    Алимова Наталья Николаевна

                      тел .: (06272) 2-10-61                   
                        Отдел обеспечения сохранности документов, учета и справочного аппарата
    Шевченко Олена Мечеславівна
    - Обеспечение сохранности документов НАФ;
                      
    - принятие документов НАФ от учреждений, организаций, предприятий области независимо от форм собственности, физических особ;
                      
    - учет документов;
                      
    - создание научно-справочного аппарата;
                      
    - Оказание и консультативной помощи по вопросам сохранности архивных документов
                      
                      
    Начальник отдела:

                         Шевченко Елена Мечеславивна

                         (Временная вакансия)
    Отдел использования информации документов
    - Организация работы с обращениями граждан, личный прием граждан,                                         рассмотрение вопросов, поднятых в обращениях, подготовка проектов ответов;
                      
    - выполнение запросов юридических и физических лиц;
                      
    - проведение систематического анализа и обобщения обращений граждан                                         с целью выявления общественно значимых проблем, требующих безотлагательного решения,                                         информирование об этом руководства госархива области, Государственной архивной службы Украины                                         и облгосадминистрации;
                      
    - Организация работы пользователей в читальных залах;
                      
    - организация работы по выполнению запросов по предоставлению публичной информации                                         физическим, юридическим лицам, объединениям граждан;
                      
    - проведение работы со средствами массовой информации;
                      
    - информирование общественности, органов государственной власти и местного самоуправления                                         с составом и содержанием документов НАФ
                      
    Заместитель начальника отдела:

                          вакансия

    тел. (06272) 2-15-42
    Отдел физической сохранности документов и информационно-поисковых систем
    Начальник отдела

                          вакансия
    - Обеспечение физической сохранности документов НАФ;
                      
    - создание страхового фонда на документы церквей, которые содержат актовые записи о рождении,                      брак и смерть путем микрофильмирования;
                      
    - создание фонда пользования на документы периода до 1917 года путем сканирования;
                      
    - Создание и наполнение необходимых баз данных, которые облегчают поиск информации и научно-справочную работу архива;
                      
    - представление госархива Донецкой области в сети Интернет
    Административно-хозяйственный отдел
    - Хозяйственное и материально-техническое обеспечение структурных подразделений госархива области;
                      
    - Содержание в надлежащем состоянии двух зданий и служебных помещений госархива области,                      архивохранилищ, вентиляционной системы и котельной;
                      
    - организация и контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещений госархива области,                      архивохранилищ и прилегающей к госархива области территории;
                      
    - обеспечение структурных подразделений госархива области необходимыми бланками,                      канцелярскими товарами и предметами хозяйственной необходимости;
                      
    - обеспечение средствами механизации труда младшего обслуживающего персонала;
                      
    - обеспечение учета товарно-материальных ценностей и соблюдение правил оформления                      и сдачи первичных приходно-расходных документов;
                      
    - обеспечение и соблюдение требований противопожарной и охранной безопасности госархива области
                      
                      
    Начальник отдела:

                         вакансия
    Сектор службы управления персоналом
    - Реализация государственной политики по вопросам кадровой работы и государственной службы в госархиве области;
                      
    - осуществление аналитической и организационной работы по кадровому менеджменту;
                      
    - удовлетворение потребности госархива области в квалифицированных кадрах и их эффективное использование;
                      
    - прогнозирование развития персонала, поощрения работников госархива области к служебной карьере,                      обеспечения их непрерывного обучения;
                      
    - документальное оформление прохождения государственной службы и трудовым отношениям;
                      
    - Работа с кадровым резервом
                      
                      
                      
    Заведующий сектором:

                         Талалайкина Анна Сергеевна

    тел. (06272) 2-52-05
    Сектор экономики и финансового обеспечения
    Вакуленко Ася Василівна
    - Обеспечение эффективного и экономичного использования бюджетных ассигнований;
                      
    - Разработка схем должностных окладов и системы оплаты труда работников госархива области,                      тарифов на платные услуги;
                      
    - организация работы по вопросам финансирования, оплаты труда, планирование и отчетности, бухгалтерского учета;
                      
    - разработка проектов приказов, относящихся к компетенции сектора;
                      
    - Организация проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств
    Заведующий сектором:

                          Вакуленко Ася Васильевна
    Сектор документоведення
    - Обеспечение четкой организации делопроизводственного обслуживания в государственном архиве;
                      
    - обеспечение своевременного рассмотрения документации, поступающей к госархива                      и представляется на рассмотрение руководству;
                      
    - обеспечение систематического контроля за своевременным исполнением документов;
                      
    - прием, регистрация, учет и доставка документов по подразделениям;
                      
    - организация работы по приему посетителей руководством госархива по личным вопросам
                      
                      
    Заведующий сектором:

                         Якубовская Лилия Витальевна

    тел.: (06272) 2-52-05



    Из истории архивного строительства в Донбассе

    Первое здание Сталинского областного архива
  • До 1917 года государственных архивов не было, документы хранились в ведомствах;
  • май 1920 г. - созданы архивные комиссии при отделах народного просвещения по сбору материалов учреждений дореволюционного периода;
  • 3 января 1922 г. - создано Донецкое губернское архивное управление (губарх) при президиуме Донецкого губисполкома;
  • 1924 г. - при губархе создан губернский исторический архив (помещения не было);
  • 1925 г. - ликвидированы губернские учреждения, созданы Артемовское, Сталинское и Мариупольское окружные архивные управления;
  • июль 1929 г. - создан краевой исторический архив промышленности Донбасса;
  • сентябрь 1930 г. - ликвидированы окружные архивные управления, 1 октября 1930г. созданы Артемовское, Мариупольское и Сталинское городские архивные управления.
  • март 1932 г. - Сталинское городское архивное управление и краевой исторический архив промышленности Донбасса были реорганизованы в Сталинский государственный исторический архив, Артемовское и Мариупольское архивные управления реорганизованы в государственные исторические архивы;
  • 29 сентября 1932 г. - на базе Сталинского государственного исторического архива создан Донецкий областной исторический архив;
  • октябрь 1932 г. - создано Донецкое областное архивное управление, начали создаваться городские и районные государственные архивы;
  • июнь 1938 г. - Донецкая область разделена на 2 области: Сталинскую и Ворошиловградскую. Донецкий областной исторический архив переименован в Сталинский;
  • ноябрь 1938 г. - архивные учреждения переданы в систему Наркомата внутренних дел на правах архивного управления; Здание бывшего партийного архива Донецкого обкома партии (построено в 1973г.) Современное здание архива (построено в 1965г.)
  • 25 ноября 1938 г. - Сталинский областной исторический архив переименован в Сталинский областной архив в г.Сталино, Артемовский исторический архив - в Сталинский областной архив в г.Артемовске, Мариупольский исторический архив - в Сталинский областной архив в г.Мариуполе;
  • 1944-1946 гг. - возвратившиеся из эвакуации фонды Артемовского и Мариупольского архивов влились в состав Сталинского областного архива, исторические архивы в г.Артемовске и г.Мариуполе перестали существовать;
  • июнь 1960 г. - архивные учреждения вывели из подчинения Министерства внутренних дел;
  • ноябрь 1961 г. - в связи с переименованием Сталинской области в Донецкую, Сталинский областной архив был переименован в Донецкий областной архив;
  • июнь 1980 г. - получил название Государственный архив Донецкой области;
  • ноябрь 1988 г. - ликвидирован архивный отдел Донецкого облисполкома, его функции руководства архивным делом в области переданы госархиву области;
  • 16 октября 1991 г. - в состав фондов госархива Донецкой области вошли документы бывшего Донецкого обкома Компартии Украины.



    Более подробно об истории архивного строительства в Донбассе можно прочитать в статьях:

    Архивная система Донецкой области: путь в 75 лет

    История партийного архива Донецкой области

    Судьба архивных фондов Донецкой области в годы Великой Отечественной войны






  • Государственный архив Донецкой области © 2017 г.